Рыбалка у берегов Кубы

12 июля 2013, 08:17 опубликовано: developer комментарии: 0

В один из долгих зимних вечеров я ловил себя на мысли, что до весны ещё очень далеко, а на рыбалку хочется всё сильнее и сильнее. Телефонный звонок прервал мои размышления. К предложению отправиться в рыболовный тур на Кубу, честно говоря, я в первый момент отнесся, как к злой шутке. Но это оказалось не так. Тут же перед глазами пролетели  несколько интернетсайтов с восторженными отчетами об океанической рыбалке в тропических широтах и фотографиями огромных рыб-монстров и я без промедления решил принять предложение своих друзей и отправиться порыбачить на Карибское море.
Подготовка к поездке проводилась задолго до ее начала. Заранее, еще в Киеве, приобреталось снаряжение, приманки, экипировка, одним словом, - все самое необходимое для рыбалки на морских хищников. Готовились мы серьезно, ведь нам предстояла встреча с великим множеством обитателей Карибского моря, а также, с невероятно мощным и красивейшим трофеем тех мест – тарпоном.
И вот наше путешествие началось. Авиаперелет по маршуруту Киев-Франкфурт завершился успешно. А вот по прилету в Гавану - нас ожидал сюрприз. Приземлившись, мы узнали, что при перегрузке багажа из одного самолета в другой, затерялась часть    нашей клади. По всем правилам невезения -  это оказались тубусы со снастями и самые необходимые личные вещи. В аэропорту нам объявили, что утерянный багаж прибудет только через три дня. Немного «посотрясав» гаванский воздух, мы связались с туроператором, с помощью которого достаточно быстро уладили все вопросы по опозданию на базу и переносу экскурсионной программы. Поселившись в гостиницу мы поужинали и отправились осматривать местные достопримечательности. После знакомства с памятниками архитектуры, зашли в любимое заведение Эрнеста Хемингуэя – бар «Флоридито», в котором и сегодня подают излюбленный напиток знаменитого писателя, коктейль Дайкири. Затем посетили табачную лавку, где нам продемонстрировали весь процесс изготовления кубинских сигар. На следующий день мы побывали на острове Варадеро – местном центре развлечений и отдыха.
Из Гаваны мы отправились на автобусе практически через всю страну в небольшой порт Хукаро, где погрузились на моторную яхту и за три часа достигли места назначения.  Нас уже готов был принять на борт плавучий отель «Тортуга», стоящий в мангровых зарослях архипелага Жардин де ла Рейна, что переводится с испанского как «Сады королевы». Размеры архипелага довольно внушительны – он представляет собой цепь островов вулканического происхождения, растянувшихся более чем на 100 км. Здесь нам предстояло провести семь дней в компании рыболовных гидов и обслуживающего персонала отеля. Архипелаг Жардин де ла Рейна – место поистине уникальное и с очень разнообразными условиями для рыбалки. Необозримые морские просторы здесь соседствуют с многокилометровой береговой линией цепочки островов, а сами острова изрезаны множеством каналов и проток. С помощью гидов здесь можно ловить рыбу даже при неблагоприятных погодных условиях, в чем мы и сами смогли убедиться в один из ветреных дней. Разнообразные условия ловли гармонично дополнял очень широкий видовой состав местной ихтиофауны, что в комплексе обеспечивает отличную рыбалку практически в любое время года. Причем в этих местах можно рыбачить самыми разнообразными снастями: начиная от нахлыста и заканчивая мощными силовыми снастями.
Сразу по прибытию в плавучую гостиницу «Тортуга» мы отметили прекрасный уровень сервиса и обслуживания. Номера-каюты, хоть и относительно небольшие, но уютные и аккуратные. Размещение по два человека, душ, кондиционер и санузел имеется в каждом номере.
Но нам не терпится поскорее отправиться на рыбалку – долгие дни ожидания дают о себе знать. Делимся на экипажи по два человека и рассаживаемся по лодкам. С каждым экипажем на рыбалку в море выходит еще и гид, он же моторист. Пластиковые лодки – Dolphin Skiff оборудованы для здешней рыбалки – оснащены мощными новенькими моторами и имеют специальные смотровые платформы для гидов. Сразу после знакомства наш гид Марио сделал ревизию всех снастей, которые мы привезли, и отобрал наиболее подходящие приманки, удилища и катушки. Затем он предложил отправиться на рыбалку к ближайшему коралловому рифу.
И вот мы у рифа. Заходим против ветра в его начало, глушим мотор и начинаем сплавляться параллельно границе рифа вдоль линии перепада глубин. Пристегиваю к мощной застежке 14-сантиметровый поппер от Rapala. Гид с шестом виртуозно управляет лодкой и в то же время подсказывает нам, куда забрасывать приманки. Нужно отметить, что на «Тортуге» все гиды имеют большой рыболовный опыт (многие из них проработали более 20 лет), отлично знают акваторию и повадки местных рыб.
Работать тяжелой снастью поначалу очень непривычно, к тому же рывковая техника проводки требует немалых физических усилий. На очередной проводке Марио дает понять, что моей приманкой заинтересовалась рыба, и просит ускорить темп проводки. Пристально всматриваюсь в воду, но барракуду, а по словам гида, это была именно она, увидеть не удается. В эту минуту понимаю, что без хороших поляризационных очков морская рыбалка - неполноценна. На одном из следующих забросов происходит мощная поклевка, и после продолжительного вываживания у борта лодки появляется мой первый кубинский трофей – барракуда весом около 5 кг. Во время борьбы мне казалось, что в сопернике не менее 10 кг веса. Пресноводный родственник барракуды - наша щука, в сравнении с ней кажется просто «младенцем». Все мы наслышаны о дурной славе этой рыбы, но мне всегда казалось, что это больше разговоры. А тут я ее вижу рядом с лодкой и начинаю понимать, что эту морскую щуку на самом деле страшно брать в руки, настолько зловеще выглядит ее зубастая пасть. Она ведь легко прокусывает практически любую приманку, выгрызает куски бальсы из попперов, и можно только представить, что произойдет, если к ней в рот по неосторожности попадет палец рыболова. Барракуда – одна из самых распространенных рыб в здешних водах, нам попадались эти хищницы ежедневно и многократно, чаще относительно небольших размеров, хотя поимка барракуды весом около 20 кг оказалась доставила нам массу незабываемых впечатлений при вываживании .
Продолжая поиски, мы все время перемещались вдоль островов и облавливали большие пространства. Гид выбирал для рыбалки места с обилием камней и кораллов на дне и глубинами не более 5-6м. Рывковой проводкой крупных поверхностных воблеров мы провоцировали рыбу к выходу на поверхность и к атаке приманки. В первый день рыбалки, помимо нескольких барракуд, мы поймали еще и парочку каранксов, которых гиды называли «джеками». Приятно удивило их очень сильное и активное сопротивление при вываживании – «джеки» оказались злыми и неутомимыми бойцами. Порой складывалось такое впечатление, что эта рыба вообще не устает – уже подводишь ее к лодке, а она вновь и вновь устремляется в глубину. Хорошо еще, что каранксы не ныряют в кораллы, как это делают снэпперы – еще одна рыба, которую мы ловили у коралловых рифов. Удержать снэппера можно только за счет мощности снасти, так как практически сразу после поклевки он буквально ломится вниз и «ныряет» в кораллы, откуда вывести его уже практически невозможно. Морские хищники вообще оказались весьма достойными соперниками – все они гораздо сильнее привычных нам пресноводных рыб. Также нужно отметить то, что некоторые виды рыб, особенно такие как кубера и барракуда, настолько агрессивны, что во время вываживания часто атакуют схватившую приманку рыбу, причем даже если она сопоставима с ними по размерам, и иногда перекусывают ее пополам.
Вернувшись вечером после рыбалки в отель, мы были в восторге от того, как нас встретили. Только наша лодка приблизилась к дебаркадеру – сразу появился кубинец, который принял у нас спиннинги и сумки с приманками, а через секунду вышел официант с охлажденными коктейлями. Справедливости ради нужно отметить, что ставили эту базу итальянцы, и соответственно, все обслуживание здесь налажено по европейским стандартам. Питание отличное, в основном в рационе преобладают морепродукты, рыба, свежие лобстеры. Условия проживания также вполне соответствуют нашим представлениям об уюте и комфорте, одним словом, сервис на «Тортуге» гораздо лучше, чем в большинстве кубинских отелей.
Следующий день мы решили посвятить поиску тарпона в узких мангровых протоках и нахлыстовой рыбалке. Наши гиды сразу предупредили, что крупного тарпона на отмелях сейчас нет и рассчитывать можно только на относительно небольших рыбин. Ловят тарпона на мелководье практически вприглядку: гид, чтобы заметить стаю «плавящихся» тарпонов, пристально всматривается в поверхность воды, затем осторожно подводит лодку в нужное место, и тогда уже рыболовы приступают к ловле. Ловят тарпона и спиннингом, и нахлыстом, причем зачастую именно нахлыстовая ловля дает более высокие результаты. А все потому, что мушка подается на поверхность воды гораздо более аккуратно, чем любая спиннинговая приманка, и не так настораживает пугливого и изящного хищника. Ловля на мелководье, когда видишь момент атаки приманки – это, конечно же, необыкновенно увлекательно, но даже несмотря на это, самое интересное начинается, когда тарпон оказывается на крючке. Только представьте себе: эта рыба во время вываживания около 90% времени находится не в воде, а в воздухе! «Пон»-как называют его кубинцы, все время выпрыгивает из воды, пытаясь таким образом освободиться от крючка, и нужно сказать, что очень часто это ему удается. Так что количество пустых поклевок и сходов при ловле этой рыбы всегда очень велико, и как-то противостоять этому просто невозможно. Все это знают, и гости базы, по словам гидов, обычно считают даже не количество взятых в лодку трофеев, а количество «свечек», которые делают вылетающие из воды рыбины во время вываживания. Вообще довести тарпона до лодки – это уже само по себе большая удача, потому что пробить жалом крючка его твердую пасть всегда очень трудно. В нашей группе – на всех было с десяток поклевок, и лишь с одной рыбиной удалось сфотографироваться.
Несмотря на слабую активность тарпона, нахлыстовая снасть все же пригодилась – очень увлекательной оказалась ловля альбулы на отмелях. Эта рыба обитает во внутренней части архипелага, в закрытых от ветра островками лагунах, которые покрыты сплошными зарослями мангровых деревьев. Ловить альбулу можно как с лодки, так и в забродку. Поиск скоплений этой рыбы происходит следующим образом: гид с высокой платформы высматривает в воде стаю рыб и направляет лодку к этому месту. Зачастую на самых мелких участках альбулы выдают свое присутствие сверкающими над поверхностью воды серебристыми хвостовыми плавниками. Мушка забрасывается таким образом, чтобы при проводке она прошла в поле зрения рыбы. Если все сделано правильно, то от стайки отделяется одна из альбул и атакует приманку. Как для своего размера, альбула показала прекрасные бойцовские качества, и вываживание этой серебристой рыбы легкой снастью доставляло истинное удовольствие. Кроме нахлыстовой снасти, альбулу интересно ловить и спиннингом класса ультралайт на небольшие джиговые приманки. Этим же способом ловли, кстати, можно разнообразить отдых и прямо с борта плавучей гостиницы.
Сравнив впечатления от спиннинговой и нахлыстовой рыбалки, мы с моим напарником Вадимом решили в оставшееся время сосредоточиться на ловле трофейных рыб спиннингом в открытом море. Наше намерение было продуманным – мы не раз, сидя на палубе «Тортуги» и дегустируя знаменитый кубинский ром, строили планы на подобные рыбалки. Но где рыбачить, это зависело не только от нашего желания – надо было договориться с гидом. Но тут никаких проблем не возникло – наш гид понял нас с полуслова и тут же направил лодку в открытое море к ближайшему перспективному месту. Естественно, нам очень хотелось поймать каких-то интересных и новых для нас крупных рыб, а не только вездесущих и надоедливых барракуд.
Подходим к рифу и находим резкий перепад глубин, хорошо различимый по цвету воды. Такие участки, а также отмели с различными углублениями на дне, являются самыми перспективными местами для ловли интересующей нас рыбы. Вооружившись длинными спиннингами, проводим попперы мощными рывками, создавая как можно более гулкий звук. Чем больше забросов и громче всплески при проводке, тем лучше результат. Поклевки происходят не сразу – нужно привыкнуть к волне, поймать нужный темп проводки и силу рывка, приловчиться качественно выполнить каждый заброс… и результат не заставит себя ждать. Основные объекты ловли – это груперы, снэпперы и крупные каранксы. Все эти рыбы – серьезные противники, поэтому на приманках желательно заранее заменить стандартные кольца и крючки гораздо более мощными. Кроме того, фрикцион перед началом ловли необходимо затянуть почти полностью, иначе сильная рыба, получив возможность стянуть с катушки несколько метров лески, моментально уйдет в кораллы. Также обязательно использование шок-лидеров из толстой монофильной лески, которые предотвращают перетирание снасти о кораллы и камни. Надо сказать, что мы в качестве шок-лидеров успешно использовали длинные 70-сантиметровые металлические поводки, которые нам сохранили большое количество  приманок.
Клев был, в общем-то, достаточно активный, но если рыба по каким-то причинам на попперы долго не реагировала, мы делали несколько проходов троллингом, чтобы обловить большую площадь и найти места скопления хищника. При ловле троллингом использовали крупные воблеры-минноу с заглублением до 3м. Помимо как на попперы и воблеры, практически всех хищных рыб с успехом можно ловить и в отвес на джиговые приманки, вот только для этого необходимо перемещаться в места с глубинами побольше. В качестве приманок в этом случае используются тяжелые пилькеры, которыми играют у самого дна. Несколько рыболовов из нашей киевской группы выезжали на джиговую рыбалку и остались очень довольны как пойманными трофеями, так и полученными эмоциями от вываживаний, сходов и обрывов.
В один из дней  гиды нам устроили шикарное представление, главными действующими лицами которого были  голодные акулы. К короткому отрезку прочной веревки гиды привязали одну из пойманных барракуд и с помощью этой приманки выманили целую стаю акул. Акулы совершенно не боялись лодки и вплотную приближались к ней, чтобы откусить лакомый кусочек от приманки. Каждый желающий из нас мог осторожно поиграть с акулами в импровизированные «кошки-мышки», соревнуясь с огромными рыбинами в перетягивании каната. К слову сказать, ловить акул запрещено местными законами, так что целенаправленно за ними никто не охотится.
Повествуя о рыбалке в тропиках, я хотел бы обратить внимание на некоторые климатические условия, которые на Кубе, особенно в зимние месяцы, могут быть очень изменчивы. Несмотря на достаточно высокую, как по нашим меркам, температуру воздуха (около 20-25°С), практически всегда на море есть ветер, и с собой в лодке необходимо иметь легкую куртку, которая пригодится при передвижении по волнам, чтобы защититься от брызг и пронизывающего ветра. Обязательным элементом экипировки также являются поляризационные очки, которые очень помогут в рыбалке вприглядку. Что касается снастей, необходимых для кубинской рыбалки, то спиннинговый комплект должен включать в себя пару мощных удилищ длиной от 2 до 3м с тестом до 80г, а то и 150г в комплекте с большими мощными катушками желательно морского класса. Прочная плетенка должна быть не слишком жесткой, в противном случае с нею будет не очень комфортно ловить в заброс. Также полезно с собой иметь пару нахлыстовых комплектов различной мощности.
В целом от рыбалки на Кубе у меня остались очень позитивные впечатления. Понравилось абсолютно все: море, солнце, прекрасная дикая природа, множество видов сильных экзотических рыб, разнообразные условия и места ловли, прекрасный сервис и толковые знающие гиды.